Возможно, так будет выглядеть большинство учебных аудиторий будущего

Технологии меняют нашу жизнь, и мы движемся в направлении, в котором они ведут нас за собой. Эту статью я хотел написать ещё год назад после того, как в социальной сети на глаза попалась фотография ноутбука и двух телевизоров, используемых в белорусской бизнес-школе для обучения на расстоянии, с подписью автора: «Напоминает центр управления космическими полётами!»

Я белорус, живу в Минске. Изучением инновационных методов обучения занимаюсь лет десять, пишу о них на своём сайте The Geeker и знаю не понаслышке, насколько далеко образовательные технологии ушли вперёд.

В нашей стране в последнее время много говорят о необходимости внесения изменений в образование, внедрении современных методов обучения, создании университета мирового уровня. Когда я слышу разговоры об университете мирового уровня, вспоминаю, что из стен Колумбийского университета в Нью-Йорке вышли 104 лауреата Нобелевской премии!

Уверен, яйцеголовым в нашей стране не по силам основать офлайн-университет мирового уровня, тем более в нынешнем политическом контексте, но внедрить передовые технологические решения в образование или создать самим вполне по плечу: у нас же ИТ-страна как никак.

Чтобы не наступать на грабли и избежать ненужных ошибок при внедрении технологий, важно сперва понять, что мешает и почему онлайн-образование в мире не взлетает. Выделю три причины:

  • Отсутствие взаимодействия между людьми в ходе виртуального обучения. Студенты просматривают видеолекции без общения друг с другом, а общение ни в коем случае не должно быть односторонним, когда только слушаешь «говорящую голову».

  • Наиболее важные навыки, по данным Всемирного экономического форума в Давосе, как problem solving, критическое мышление, креативность и тому подобные, которые необходимы людям и потребуются через пару лет, при нынешнем уровне развития технологий сложно приобрести в онлайне, а можно только через практику, общение, размышления, опыт.
  • Отсутствие процесса отбора кандидатов, люди не доводят до конца обучение. По данным Гарвардской школы бизнеса completion rate большинства онлайн-курсов в мире составляет всего 10 %.

Западные университеты Гарвард, Стэнфорд, MIT, Оксфорд учитывают эти особенности при построении и внедрении технологических решений в онлайн-образовании. На что следует обратить внимание?

«В улье пчёлы трудятся, чтобы появился мёд. В оксфордском HIVE работают над тем, чтобы появились знания»

В оксфордской бизнес-школе Saïd Business School осенью 2017 года открыли виртуальную аудиторию HIVE (Oxford Hub for International Virtual Education, Оксфордский хаб международного виртуального образования).

HIVE — физическое пространство в виде учебной аудитории c видеостеной из экранов высокого разрешения в форме буквы U. Технологию Room of the Future создала и установила компания SyncRTC из Мадрида.

В HIVE преподаватель взаимодействует с 84 участниками, которые получают доступ к системе через программное обеспечение mashme.io. Технология полностью интерактивная.

Преподаватель может обращаться к студентам индивидуально, разделять на группы, проводить опросы в режиме реального времени, участники видят и слышат друг друга. «В улье (hive на английском языке — "улей") пчёлы трудятся, чтобы появился мёд. В оксфордском HIVE работают над тем, чтобы появились знания», — отмечает декан бизнес-школы Питер Туфано.

Возможности HIVE:

  • Искусственный интеллект, симуляции, анализ больших данных, роботы испанской компании Casual Robots, система распознавания эмоций на лицах, 4D-проекции, звуковая система.
  • Проигрывание видео в формате 360°, дополненная и виртуальная реальность, 2D- и 3D-симуляции, визуализация big data.
  • Создание 2D- или 3D-голограммы преподавателя в полный рост.
  • Интерактивные карты, виртуальные доски для записей.
  • Камера, отслеживающая движения выступающего.
  • Мониторинг уровня внимания и вовлечённости в учебный процесс.
  • Анализ данных после каждой сессии, анализ эмоциональных ответов студентов, времени, потраченного на изучение материала, эффективность выступлений.

Кейсовый метод — единственный эффективный способ обучения онлайн

В Гарвардской школе бизнеса обучение студентов осуществляется через онлайн-платформу Harvard Business School Online. В настоящее время 40 тысяч студентов из 130 стран мира проходили курсы на онлайн-платформе. Вдвойне приятно, что на онлайн-карте платформы присутствует Республика Беларусь.

Отличия онлайн-платформы от других форм онлайн-образования, в том числе от массовых открытых онлайн-курсов MOOC:

  1. Процесс отбора кандидатов.
  2. Курсы платные. 
  3. Человек, зарегистрировавшийся на курс, обязуется закончить обучение. 

Аудитории в форме латинской буквы U и кейсовый метод обучения — ДНК бизнес-школы. Фундаментальной задачей при создании платформы стало внедрение в процесс онлайн-обучения кейсового метода.

«Кейсовый метод обучения на 100 лет опередил время, поскольку онлайн-обучение — сторителлинг, а кейсовый метод обучает бизнес-концепциям как раз при помощи сторителлинга, когда вы оказываетесь на месте протагониста», — утверждают в бизнес-школе. В бизнес-школе убеждены, что это единственный эффективный способ обучения в онлайне в настоящее время.

При создании онлайн-курсов используют «правило трёх минут». Это значит, на платформе нужно что-то делать каждые три минуты, видеоролик длится не более трёх минут, текст такой длины, чтобы можно было прочитать за три минуты.

Ноу-хау платформы — учебная аудитория Live, работающая в онлайне. Возможно, так будет выглядеть большинство учебных аудиторий будущего. Лица студентов, которые сидят за компьютерами вдалеке от кампуса бизнес-школы, проецируются перед профессором на изогнутом видеоэкране в форме латинской буквы U в три ряда. Цель Live — воспроизвести «интимность» и энергию используемого в бизнес-школе кейсового метода обучения в цифровом пространстве.

Технические характеристики Live:

  1. Вместимость: 60 «цифровых» студентов + до 1000 наблюдателей.
  2. Разрешение видеостены — 6,2 млн пикселей.
  3. Размер видеостены — 4,5 метра в высоту, 8 метров в ширину.
  4. Бегущая строка внизу видеоэкрана с комментариями студентов, фотографиями, именами — по аналогии с новостным тикером в Times Square в Нью-Йорке.
  5. Цифровая доска за спиной профессора для ведения записей.
  6. Пять стационарных камер для съёмки.

Аудитория Live спроецирована таким образом, чтобы воссоздать магический образ кейсового метода обучения. Cold Call (когда профессор в самом начале занятия на кампусе вызывает отвечать одного и студентов на выбор) в такой цифровой аудитории возможен и применяется, а Sky Deck (так традиционно называют верхний пятый ряд парт в офлайн-аудитории Гарвардской школы бизнеса) и Pit Diving(после окончания занятия студенты устремляются вниз аудитории, чтобы продолжить дискуссию с профессором) не возможны.

Кроме профессора бизнес-школы, который ведёт онлайн-сессию, для функционирования аудитории будущего нужно четверо технических сотрудников, например человек с камерой на плече, передвигающийся по аудитории и снимающий происходящее.

Это важно, поскольку статичная камера убивает энергию в аудитории и не показывает харизму профессора. В бизнес-школе решили не приглушать звук участников онлайн-класса, когда говорит выступающий. Иначе не ощущалась бы живая атмосфера вокруг, что важно. Если шутят — нужно слышать смех вокруг. Если в аудитории говорят умную вещь — важно слышать одобрение.

В качестве технологического оператора Гарвардская школа бизнеса выбрала компанию McCann Systems из Нью-Джерси, которая для реализации задуманного применила технологии Cisco для видео, BSS для аудио и X2O Media Software для программного обеспечения. Дизайном учебной онлайн-аудитории занималась архитектурная компания Shepley Bulfinch.

Наполовину экзекьютив-образование, наполовину компьютерная игра

Стэнфордская высшая школа бизнеса проводит онлайн-обучение через виртуальную образовательную платформу VirBELA. VirBELA предлагает образовательные брендированные 3D-кампусы для организаций и размещение на частном сервере.

Можно выбрать предложенный кампус или заказать создание собственного кампуса. VirBELA — третья онлайн-платформа после TERF и Avaya Live Engage, которую используют в Стэнфордской высшей школе бизнеса для онлайн-обучения студентов.

Виртуальный кампус бизнес-школы на движке Unity начал функционировать осенью 2017 года. Это не точная копия физического кампуса, напоминает его весьма отдалённо, но такие элементы архитектуры, как башня Hoover, стена наречий, стена перемен и пальмы, присутствуют.

Студенты создают 3D-аватаров, внешне очень похожих на них самих, могут танцевать, хлопать в ладоши, перемещаться по кампусу, общаться, слушать лекции. В виртуальном кампусе есть всё необходимое для учебы: места для встреч, доски для записей, аудитории.

48% кампусов учебных заведений в мире рассматривают переход на другую LMS.

Ещё одно образовательное решение — система управления обучением (LMS, learning management system) Canvas компании Instructure, на которую Стэнфордский университет и Стэнфордская высшая школа бизнеса перешли в конце 2017 года. Canvas могут свободно использовать образовательные учреждения, в том числе в Республике Беларусь, для управления учебной деятельностью, разработки и распространения онлайн-материалов.

48% кампусов учебных заведений в мире рассматривают переход на другую LMS. Canvas — это гибкая, безопасная, масштабируемая, адаптируемая под потребности пользователей система, которую используют для организации учебных курсов при помощи контентных модулей, стимулирования активного обучения, критического мышления.

Возможности Canvas:

  1. Создание контента.

  2. Комментарии.
  3. Видео-конференции.
  4. Выполнение групповых проектов.

  5. Запись видео и аудио через вебкамеру.

Canvas используют 3000 университетов, образовательных учреждений и миллионы людей в мире, в том числе Йель, Беркли, топовые бизнес-школы: Гарвардская школа бизнеса, Columbia Business School, Chicago Booth.

Порой забываешь, где ты находишься: в реальном мире или в виртуальном пространстве.

Представьте себе 4D-виртуальное тактильное пространство, новейшие технологии в обработке стереозвука, лазерную виртуальную указку. Это не сюжет из голливудского блокбастера — так обучают студентов в бизнес-школе MIT Sloan Массачусетского технологического института.

Речь идёт о виртуальном пространстве AvayaLive Engage. Когда читаешь мануалы о системе, начинаешь забывать, где ты находишься: в реальном мире или в виртуальном пространстве.

Виртуальная аудитория MIT Sloan в AvayaLive Engage включает пространство, где студенты слушают лекции, подходят к другим участникам и общаются с ними, а также специальные мини-зоны для проведения групповых дискуссий и выполнения заданий.

В AvayaLive Engage студенты взаимодействуют с преподавателями и одноклассниками посредством персонализированных аватаров. Можно выбрать и настроить собственный аватар, например, используя такие параметры, как рост, вес, цвет кожи, глаз, стиль прически, одежда.

Аватары выражают пять-шесть эмоций и движений, например хлопанье в ладоши, восхищение, энтузиазм, поднятие руки, кивок головой. Таким образом, при помощи жестов и сложных движений добавляется реализм в виртуальный мир.

В AvayaLive Engage есть 15 шаблонов для внешнего вида виртуальной аудитории, можно добавить дополнительные аудитории, логотип бренда. 4D-пространство в AvayaLive Engage — виртуальное 3D-пространство, но с объёмным стереозвуком, индикатором качества голоса в режиме реального времени, подавлением эха.

Исследования показывают, то, как информация доходит до человека на слух, важно для ощущения присутствия в виртуальной среде. Например, когда в AvayaLive Engage студенты передвигаются по аудитории, голоса других участников становятся громче или тише в зависимости от дальности.

Это позволяет проводить групповые дискуссии в виртуальной аудитории. Если аватар поворачивает голову — происходит адаптация к источнику звука. Аватар, который рядом, разговаривает громче, чем другие аватары в виртуальной аудитории.

Футуристическое окно в мир

Испанская бизнес-школа IE осенью 2016 года запустила на кампусе аудиторию будущего WOW Room(Window on the World, «Окно в Мир»), которая использует в ходе интерактивных сессий искусственный интеллект, симуляции, big data, роботов, систему распознавания эмоций, голограммы.

WOW Room представляет собой видеостену размером в 24 м² из 48 экранов в форме буквы U, использует компьютеры последнего поколения, облачные технологии, платформу видеосвязи SyncRTC.

Подводя итоги, хочу сказать следующее. Представьте себе, что вы — дайвер, плывёте под водой в темноте, кто-то подплывает к вам и предлагает газовый баллон, фонарик и карту морского дна. Вы освещаете себе путь, можете подумать об окружающем мире, понять, где находитесь, и сделать выбор.

Возможно, статья послужит таким путеводителем-фонариком и поможет понять, что делать и куда двигаться дальше в процессе внедрения передовых технологий в систему образования Республики Беларусь, России, Украины и других стран. Всем хорошего дня.

Примечание. Фотографии к данной статье размещаются на основе концепции добросовестного использования (англ. Fair Use) в авторском праве в информационных, научных, учебных целях для развития и распространения знаний.

Источник: vc.ru

 
Присоединяйтесь к крупнейшему
HR Digital сообществу в стране!

базовое членство - бесплатно

2018 © "Эксперты рынка труда"

Есть вопросы? Позвоните нам +7(495)1207975
или напишите нам на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.