Зачем нам высшее образование

Оцените материал
(2 голосов)

Реплика вице-премьера Ольги Голодец об отсутствии необходимости в высшем образовании у 65% россиян демонстрирует сугубо утилитарный подход власти к вопросу профессионального образования. По мнению Голодец, доля специалистов, которым университетский диплом не нужен, будет только расти.

По данным ОЭСР на 2013 г., высшее и среднее специальное образование в России есть у 53% взрослого населения (причем наиболее заметный рост охвата происходил в 1990-е гг.). Это один из лучших показателей в мире, и тут Россия вполне в глобальном тренде – процент получивших высшее образование растет во всем мире, причем в последние годы на это обращают особое внимание именно развивающиеся экономики. Можно думать о реформировании образования, повышении его качества, но понижать процент охвата, когда все страны мира стремятся к его повышению, – значит выбирать беспрецедентную стратегию. С одной стороны, важна полнота охвата высшего образования, говорит Игорь Чириков из Института образования ВШЭ.

Но важен не только охват, но и качество получаемого образования и его востребованность. По данным ВЦИОМ, больше половины россиян считают уровень подготовки в российских вузах «средним», такого же мнения 55% работодателей. Рост числа вузов в 1990-е гг. был во многом обеспечен разного рода фабриками дипломов, теперь поле высшего образования нуждается в чистке. Но эта чистка должна обеспечиваться рыночными механизмами, а не административно, необходима диверсификация вузов, а не их унификация по формальным признакам.

Эти рыночные механизмы существуют. Диплом о высшем образовании в России служит пропуском на рынок труда и сказывается на уровне зарплаты (при всей условности таких подсчетов зарплатная «премия» в среднем составляет 14%, подсчитали исследователи ВШЭ). С другой стороны, в отличие от развитых стран в России уровень успеваемости студента не влияет на размер этой премии после трудоустройства. Это связано с различными требованиями, предъявляемыми к обучающемуся в вузе и на рабочем месте.

Один из ресурсов развития образования – перекладывание расходов на него с государства на работодателя и обучающегося. Такого рода перераспределение давно сложившийся тренд в развитых странах, прежде всего в США. В этом смысле тенденция к увеличению числа платных мест в вузах и сокращению бюджетных вполне отвечает общемировой практике.

Но важно иметь в виду, что роль образования, в том числе высшего, вовсе не ограничивается успешным трудоустройством. Образование выполняет функцию социального лифта, инструмента интеграции в общество не только профессиональных, но и самостоятельно мыслящих людей. Именно они часто наиболее критически относятся к действиям власти. С этой точки зрения утилитарный подход вице-премьера как раз можно понять.

Источник: Ведомости

Custom Feeds
Уже завтра в 11:00 (время по Мск) состоится вебинар "Как поддерживать мотивацию сотрудников к обучению на примере английского языка".<br><br>Основные проблемы, с которыми сталкивается HR при запуске внешнего и внутреннего обучения сотрудников: оценка эффективности или обосновании таких затрат. Вы узнаете как сделать процесс обучения для сотрудников привлекательным и обеспечить их постоянную вовлеченность, контролировать затраты и оценивать результат благодаря современным подходам, применяемым в компании Skyeng.<br><br>Все участники вебинара смогут проверить на себе как это работает, а также получат бесплатный мини-курс Business English.<br><br>Регистрация по ссылке: https://events.webinar.ru/781453/480291
Уже завтра в 11:00 (время по Мск) состоится вебинар "Как поддерживать мотивацию сотрудников к обучению на примере английского языка".

Основные проблемы, с которыми сталкивается HR при запуске внешнего и внутреннего обучения сотрудников: оценка эффективности или обосновании таких затрат. Вы узнаете как сделать процесс обучения для сотрудников привлекательным и обеспечить их постоянную вовлеченность, контролировать затраты и оценивать результат благодаря современным подходам, применяемым в компании Skyeng.

Все участники вебинара смогут проверить на себе как это работает, а также получат бесплатный мини-курс Business English.

Регистрация по ссылке: https://events.webinar.ru/781453/480291

Как поддерживать мотивацию сотрудников к обучению на примере английского языка.

Приглашаем 28 июня (среда) в 11:00 по Москве принять участие в вебинаре: «Как поддерживать мотивацию сотрудников к обучению на примере английского языка», который проведёт Максим Титов, директор по развитию учебных программ онлайн школы английского языка Skyeng. Основные проблемы, с которыми сталкив...
Photo - Конференция «Employer Brand & Graduate Recruitment»

HR-клуб «Know How» приглашает вас принять участие в конференции, посвященной вопросам продвижения бренда работодателя и привлечения молодых специалистов в компании.

Для кого: руководителей и специалистов HR департаментов компаний-работодателей, представителей экспертного сообщества и ведущих кадровых СМИ.

Цель конференции: выявление новых возможностей и технологий в формировании бренда привлекательного работодателя на молодежном рынке труда, обсуждение лучших практик в привлечении талантливых выпускников вузов, сравнение российского и международного опыта продвижения HR-бренда.

Дата: 29 июня 2017 г.
Время: 11.00-18.00

Подробное описание конференции, условия участия и регистрационную форму вы найдете на сайте HR-клуба «Know How» - http://knowhow-hrclub.ru/meropriyatiya-kluba/re-member/konferenciya-employer-brand-graduate-recruitment-2017?utm_source=partner&utm_medium=site&utm_campaign=experts&utm_content=msk


Конференция «Employer Brand & Graduate Recruitment»

HR-клуб «Know How» приглашает вас принять участие в конференции, посвященной вопросам продвижения бренда работодателя и привлечения молодых специалистов в компании.

Для кого: руководителей и специалистов HR департаментов компаний-работодателей, представителей экспертного сообщества и ведущих кадровых СМИ.

Цель конференции: выявление новых возможностей и технологий в формировании бренда привлекательного работодателя на молодежном рынке труда, обсуждение лучших практик в привлечении талантливых выпускников вузов, сравнение российского и международного опыта продвижения HR-бренда.

Дата: 29 июня 2017 г.
Время: 11.00-18.00

Подробное описание конференции, условия участия и регистрационную форму вы найдете на сайте HR-клуба «Know How» - http://knowhow-hrclub.ru/meropriyatiya-kluba/re-member/konferenciya-employer-brand-graduate-recruitment-2017?utm_source=partner&utm_medium=site&utm_campaign=experts&utm_content=msk